Бүген Әдипләр: Чыңгыз
   
  |   Ташларны җыяр вакыт...  |  



Башка проектлар


Аргамак журналы битләреннән
Зөлфәт cайты
Кадыйр Сибгат сәхифәсе
Гүзәллек дөньясында
Наис Гамбәр сайты
Мизхәт Хәбибуллин сәхифәсе
Айдар Хәлим сәхифәсе
Фәүзия Бәйрәмова. Халык үзе хөкем итәр (Сталинның явыз сәясәте сәбәпле һәлак булган һәм газап күргән милләттәшләремә багышлыйм.)
Барый Ислам
Tатар телендәге гарәп-фарсы алынмалары
Татар сайтлары
Мөҗәһит сәхифәсе
Әхмәт Дусайлының рәсми сәхифәсе
Дусай авылы сайты
Мәдүнәнең рәсми сәхифәсе

Безнең дуслар


Якупова Йолдыз сайты
Белем җәүһәрләре-2010 I Халыкара интернет-проектлар бәйгесе

Фәрит Вафин сайты

Әйтер сүз

Безнең рейтинг

Безнең рейтинг


PR-CY.ru

Чыңгыз

A Ә Б В Г Д Е Җ З И Й К Л М Н O Ө П Р С Т У Ү Ф Х <= Ч => Ш Э Ю Я Һ
Сәгадәт Исхакый (Чагатай) Рефат Чайлак Сөeнгөл Чанышева Фәния Чанышева Төхфәт Ченәкәй Г. Чокали"> Гали Чокрый Күли Чур Рамил Чурагул Чынгыз (Тимучин Исүгәй-баһадир улы)
Чыңгыз ()
Тимучин Исүгәй-баһадир улы, будущий Чингис-хан, родился в феврале 1155 года на берегү р. Онона, в урочище Делигюн-Болдок, носящем и по сие время это имя. Отцом его был Исугей-богатур, относительно биографии которого имеющиеся источники расходятся в подробностях, будучи, впрочем, согласны в том, что он был человеком знатного рода, — степным аристократом, пользовавшимся в своем народе известным значением и репутацией храбреца (как показывает самое прозвище его "багатур" — богатырь ). По Рашид-ад-Дину и Санан-Сецену, Исугей-багатур был избран своими друзьями и двоюродными братьями главой своего рода Киют-Борджигин и родственного главного рода Нирун. Он имел еще трех братьев, их общим отцом был Бартан-багатур, который был сыном славного Кабул-хана.
Родоначальником Чингис-хана в двенадцатом колене считался Бюрте-чоно (что значит "бурый волк"), женатый на Гоа-марал ("прекрасная лань").

Эренжен Хара-Даван.
Книга "На стыке континентов и цивилизаций". Москва, "Инсан", 1996.
Великий Джасак, состоящий из Билика и собственно Джасака, дошел до нас в виде отрывков, особенно последний. Первый приводится по тексту Рашид-ад-Дина (в переводе И. Н. Березина, по Рязановскому и X. Лэму. Это, по-видимому, почти все, что сохранилось в современной литературе от этих двух памятников Чингис-ханова законодательства. Статьи, которые приводились в тексте главы VII и других, заменены ссьшками на номера страниц. Неко-торые статьи, заключающие указания детального характера, приводятся в сокращении.
Перевод Рашид-ад-Дина с монгольского не всегда удачен и иногда неясен. Ясак, Джасак — закон.

ВЕЛИКИЙ ДЖАСАК

I. БИЛИК

1. Чингис-хан приказал: Дети их не слушали нравоучительных мыслей отцов, младшие братья не обращали внимания на слова старших; муж не имел доверия к жене, а жена не следовала повелению мужа, свекры смотрели неблагосклонно на невесток, а невестки не уважали свекров, большие не воспитывали малых, а малые не соблюдали наставления старших; вельможи стояли близко к сердцу служителей, а не приводили под власть людей внешних, люди богатые видели добро, но не делали могущественными правительствующих лиц и не давали укрепления; юсун, ясак и путь разума и довольства не был известен.
По той причине были оппозиционеры, воры, лжецы, возмутители и раз-бойники. Таким людям в собственном их жилище не являлось солнце, т. е. они грабили, лошади и табуны не имели покоя; лошади, на которых ездшш в авангарде, не имели отдыха, пока неизбежно те лошади не умирали, издыхали. сгнивали и уничтожались. Таково было это племя без порядка, без смысла .

Когда явилось счастье Чингис-хана, они пришли под его приказ и он управлял ими посредством твердо укрепленного ясака . Тех, которые были умны и молодцы, сделал беками (начальниками) войска; тем, которые были проворны и ловки, дав на руки их принадлежности, сделал табунщиками: глупых, давши им небольшую плеть, послал в пастухи. По этой-то причине дело его (Чингис-хана), словно молодой месяц, возрастает со дня на день; от неба, силою Всевышнего Бога, нисходит победоносная помощь, а на земле, помощью его, явилось благоденствие; летние кочевки его стали местом ликованья и пированья, а зимние кочевки приходились приятные и соответ-ственные. Когда благостью Великого Бога я обрел әти значения и изыскал сан собой әти мысли, то по этой причине спокойствие, ликованье и пированье достигли и до сего времени. После этого и до пятисот лет, до тысячи, десятн тысяч лет, если потомки, которые родятся и займут мое место, сохранят и не изменят таковой юсун и ясак Чингис-хана, который от народа ко всему пригоден, то от неба придет им помощь благоденствия, непрерывно они будут в веселии и пированьи; Господь мира (вселенной) ниспошлет им благоденствие; люди будут молиться за них, они будут долговечны и будут наслаждаться благами. На это следуют следующие изречения: от добротности, строгости — прочность государства.
2. Если у детей множества государей, которые явятся после этого (его), вельможи, богатыри и беки, находящиеся у них, не будут крепко соблюдать ясак, то дело государства потрясется и прервется. Опять будут охотно искать Чингис-хана и не найдут.

3. (см. стр. 142).
4. (см. стр. 142).
5. Всякий, кто может очистить внутри у себя, тот может очистить владение от воров.

6. (см. стр. 142). 7. Всякое слово, в котором согласились трое сведущих (умных) можно сказать всюду; в противном случае нельзя полагаться на него.
Сравнивай слово свое и слово других со словами сведущих: если оно будет в согласности, то можно сказать, в противном же случае никак не должно говорить.
8. Всякий, идущий к старшему, не должен говорить ни слова, пока тот старший не спросит; тогда сообразно вопросу пусть соответственно ответит. Если он скажет слово прежде, — хорошо коли услышит; в противном случае он кует холодное железо.
9. Всякая лошадь, бегущая хорошо и в жирном теле, и если она побежит также в пол-теле: такую лошадь можно назвать хорошей. Но нельзя назвать хорошей лошадь, которая бежит хорошо только в одном из этих положений.
1.0. (см. стр. 142).
11. (см. стр. 142).
12. Всякое слово, которое сказали, думают, что оно сильно, если его скажут серьезно, а если шутя — нельзя исполнить.
13. Каким образом человек знает себя, пусть узнает и других.
14. Мужчина не есть солнце, чтобы являться во всех местах людям: жена должна, когда муж займется охотой или войной, держать дом в благолепии и псрядке, так что если заедет в дом гонец или гость, увидит все в порядке, и она приготовит хорошее кушанье и гость не будет нуждаться ни в чем, непременно она доставит мужу хорошую репутацию и возвысит имя его в собраниях, подобно горе, воздымающей вершину. Хорошие мужья узнаются по хорошим женам. Если же жена будет дурна и бестолкова,, без рассудка и порядка, будут от нее видны дурные качества мужа. Полустишие к этому: в доме все походит на хозяина.
15. (см. стр. 142).
16. Мы отправляемся на охоту и убиваем много горных быков; мы отправляемся на войну и убиваем много врагов. Когда Всевышний Бог дает путь и так облегчается дело они забывают и изменяются.
17. (см. стр. 144).
18. (см. стр. 144).
19. После нас род наш будет носить златом шитые одежды, есть жирные и сладкие яства, ездить на добронравных лошадях, обнимать благообразных женщин и не скажут (все это) собрали отцы и старшие братья наши, и забудут нас и тот великий день (когда это было).
20. Человек, пьющий вино и водку, когда опьяняется, не может ничего видеть и становится слеп. Когда его зовут, он не слышит и становится нем; когда с ним говорят, он не может отвечать. Когда становится пьян, то бывает подобен человеку, находящемуся в положении умершего: если хочет сесть прямо — не может; и будет словно человек, которому нанесли рану в голову, остается бесчувственным и ошеломленным. В вине и водке нет пользы для ума и искусства, нет также добрых качеств и нравов; они располагают к дурным делам, убийствам и распрям; лишают человека вещей, которые он имеет, и искусств, которые знает, и становятся постыдны путь и дела его, так что он утрачивает определенный путь. Государь, жадный к вину и водке не может произвесть великих дел, мыслей и великих учреждений. Бек, жадный к вину и водке, не может держать в порядке дела тысячи, сотни и десятка. Простой воин, который будет жаден в питье вина, этот человек подвергается весьма болыпому столкновению, т. е. его постигнет великая беда.
Человек простой, т. е. из черни, если будет жаден к питью вина, покончит лошадь, стадо и все свое имущество и станет нищим. Слуга, жадный к питью вина, будет проводить жизнь непрерывно в смущении и страдании. Әти, вино и водка, не смотрят на лицо и сердце опьяненных, опьяняет и хороших и дурных и не говорит: дурен или хорош. Руку делает слабой, так что она отказывается брать и от ремесла своего; ногу делает не твердой, так что отказывается от движения и прохождения; сердце и мозг делает слабыми, так что они не могут размышлять здраво: все чувства и органы разумения делает непригодными. Если нет уже средства от питья, то должно в месяц напиваться три раза: если перейдет за три — проступок; если в месяц два раза напиваться, это лучше, а если один раз — еще похвальнее, а если не пьет, то что может быть лучше того? Но где найдут такого человека, который бы не напивался. Если найдут то он достоин всякого почтения.
21. Чингис-хан во время, когда предпринял поход в области китайские и пошел войною на Алтан-хана, по способу, как было определено им, он один находился ка вершине холма, развязал пояс, положил на шею, развязал завязки плаща, пал на колени и сказал: "0, древний Господь! Ты знаешь и ведаешь, что прежде Алтан-хан произвел смуту и начал вражду. Он убил безвинно Укин-Бархаха и Амбагай-кагана, которых схватили племена татарские и послали к нему, а это были старшие братья отца и деда моего. Я есмь ищущий их возмездия и мщения. Если знаешь, что это намерение мое правое, ниспошли свыше в помощь мне силу и победоносность, и повели, чтобы мне помогали свыше ангелы, люди, пери и дивы и оказывали мне вспоможение".
Такое он молясь произнес воззвание с наисовершеннейшим смирением. После того он отправился и двинулся. По причине чистоты и правого намерения он одержал победу над Алтан-ханом, который был такой могущественный и великий государь, у которого не было конца многочисленному войску, обширному государству и твердым крепостям его. Он овладел всеми теми его областями и детьми его.
22. Однажды Чингис-хан остановился на холме, называемом Алтай и бросив взгляд на стороны и окрестности и, видя орды и служителей, сказал: стрелки и воины мои чернеют подобно многочисленным лесам; жены, невестки и девушки алеют подобно красноцветному пламени. Попечение и намерение мое состоит в том, чтобы услаждать их рот пожалованием сладкого сахара, украшать перед, зад и плечи их парчовыми одеждами, садить их на хороших меринов, напоить их из чистых и вкусных рек, соблаговолять их четвероногим хорошие и обильные травою места, приказывать удалять с больших дорог и путей, которые служат путями для народа, сор, сучья и все вредное; и не допускать расти в юрте кочкам и терну.
23. Если из нашего рода кто-либо допустит вопреки утвержденному ясаку один раз, пусть его усовещивают словом; если сделает вопреки два раза, пусть действуют на него красноречием; в третий раз же пусть пошлют его в отдаленное место (ссылка) Балджиюн-Хульджур. Когда он сходит туда и возвратится — он будет внимателен. Если же он не образумится, пусть посадят его в оковы и тюрьму. Если выйдет оттуда добронравным и образумившимся — очень хорошо; в противном же случае пусть соберутся все родственники, составят общее совещание и положат, что с ним делать.
24. (см. стр. 143).
25. (см. стр. 144)
26. Когда он послал Мукали-Гована с войском в Нанкиясу (Китай) и тот взяв 72 крепости той страны, отправил посла на служение к Чингис-хану, с извещением о своих завоеваниях и спрашивал, будет ли позволение возвратиться или нет, — то последовало повеление ярлыка, чтобы не останавливаться до тех пор, пока не возьмет других крепостей. По возвращении посла Мукали-Гован спросил: "Когда ты пришел на служение к Чингис-хану и доложил речь, что он сделал?" Тот сказал: "Он сжал большой палец". Мукали-Гован спросил: "Мне также положил палец?" Ответ: "Положил". Мукали сказал: "Посему не напрасно я до самой смерти служу и оказываю совершенное старание и усердие". Еще спросил: "Другому кому положил палец."
— Положить палец — знак повышения в заслугах. — Посол ответил: "Он положил палец: Бурджи, Бургулу, Хубилаю, Джилогену, Хараджару, Джадаю, Бадаю и Кишлыку, всем им, и (Чингис-хан) сказал: — все они позади и впереди меня служили искусно, помощью и пособиями, хорошо пускали стрелы, держали в поводу заводных лошадей, ловчих птиц на руке и охотничьих собак в тороках".
27. Однажды Бала-Халаджа, бывший из почтенных беков, спросил у него (Чингис-хана): "тебя называют господином могущества и богатырем: что видно на руке твоей из знаков завоевания и победы?" Чингис-хан соблаговолил ответить: "прежде того и т. д."
Статья заканчивается следующим предложением: "Во время возвращения мне пришлось проезжать мимо тел убитых: шесть их меринов бродили без хозяев. Я увел всех шестерых меринов".
28. Однажды я ехал с Бурджи. Двенадцать человек на вершине горного хребта сидели в засаде. Бурджи ехал сзади. Я не дождался его и понадеявшись на силу и мощь свою, кинулся в атаку на них. Все они двенадцать вдруг пустили стрелы и со всех сторон около меня летели стрелы, а я шел в атаку, как вдруг одна стрела попала мне в рот. Я упал и от сильной раны впал в беспамятство. В ту пору Бурджи прибыл и увидел меня, что я от раны, подобно человеку находящемуся в агонии, дрыгаю ногами по земле и катаюсь как шар. Тотчас он нагрел воды и принес. Я выполоскал горло и выплюнул запекшуюся кровь. Ушедшая душа опять пришла к телу: обнаружилось чувство и движения. Я встал и кинулся в атаку. Они испугались моей крепости, бросились с той горы вниз и отдали душу. Причина тарханства Бурджи-нойона есть та, что в такое время он оказал похвальное старание.
29. Чингис-хан, во время молодости, одним ранним утром встал со сна. Несколько темных волос в локонах его побелели. Собрание приближенных спросило: "0, Государь Твой юношеский возраст счастливый, ты еще не достиг начала старости. Каким же образом явилась седина в твоих локонах?" Он сказал в ответ: "Так как Всевышний Господь восхотел сделать меня старшим и воҗдем тьмы и тысяч и водрузить чрез меня знамя благоденствия, то и явил на мне знак старости, который есть знак старшинства".
30. Однажды Чингис-хан спросил у Бурджи-нойона, который был главой беков: "Наслаждение и ликование человека в чем состоит?" Бурджи сказал: "Состоит в том, чтобы человеку, взяв на руку своего сокола сине-цветного, который питался керкесом и зимой переменил перья, и сев на хорошего мерина откормленного, охотиться ранней весной за синеголовыми птицами и одеваться в хорошие платья й одежды". Чшгис-хан сказал Бургулу: "Ты скажешь также". Бургул сказал: "Наслаждение состоит в том, чтобы животные, подобные кречету, летали над журавлями, пока не низвергнут их с воздуха ранами когтей и не возьмут их".
После того спросил также у детей Хубилая, — они ответили: "Блаженство человека состоит в охоте и в умении заставить (по своему желанию) птиц летать". Тогда Чингис-хан ответил: "Вы (все) не хорошо сказали. Наслаждение и блаженство человека состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его из корня, взять то, что он имеет (самого дорого), заставить вопить служителей их, заставить течь слезы по лицу и носу их, сидеть на их приятно идущих жирных меринах, любоваться розовыми щечками их жен и целовать, и сладкие алые губы — сосать".

II. ДЖАСАК 1

Дошедшие до нас фрагменты Джасака гласят следующее: 2

1. Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет.
2. Кто повинен в содомии, тот также наказывается смертью.
3. Кто лжет с намерением или волхованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящихся и помогает одному против другого также предается смерти.
4. Тот, кто мочится в воду или на пепел, также предается смерти 3.
5. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.
6. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти.
7. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.
8. Когда хотят есть животное должно связать ему ноги, распороть брюхо и сжать рукой сердце, пока животное умрет и тогда можно есть мясо его; но если кто зарежет животное, как режут мусульмане, того зарезать самого.
10. Он (Чингис-хан) постановил, чтобы на потомков Алибека, Абу талеба, всех до единого, не были наложены подати и налоги, а также ни от кого из факиров, чтецов Аль-корана, законодавцев, лекарей, мужей науки, посвятивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов и омывающих тела покойников, не были налагаемы подати и налоги.
11. Он постановил уважать все исповедания,, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал, как средство быть угодным Богу.
12. Он запретил своему народу есть из рук другого, пока представляющий сначала не вкусит сам от предлагаемого, хотя бы он был князь (әмир), а получающий пленник; он, запретил им есть, что бы ни было в присутствии другого, не пригласив его принять участие в еде; он запретил насыщаться одному более товарищей и шагать через огонь трапезный и через блюдо, на котором едят 5.
13. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с лошади, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это.
14. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды: для черпания воды.
1 Ясы, ясак, Джасак — закон, устав.
2 Из Маркизи.
3 Вода и огонь (пепел) считаются очистительными началами у монголов (калмыков).
4 Эта статья соблюдается и теперь у калмыков, как обычай.
5 Во избежание очень частого тогда отравления.
6 Эта статья также сохранилась в жизни калмыков.
15. Он запретил мыть их платье в продолжении ношения, пока совсем не износится .
16. Он запретил говорить о каком нибудь предмете, что он нечист, утверждал, что все вещи чисты и не делал различия между чистыми и нечистыми.
17. Он запретил им оказывать предпочтение какой-либо из сект, произносить слова, употребляя почетные названия, и при обращении к султану или к кому другому должно употребляться просто его имя.
19. Он предписал, чтобы женщины, сопутствующие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин в то время как последние отлучались на битву.
21. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей султану (хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей. 23. Он узаконил, чтобы старейший из эмиров, когда он проступится и государь пошлет к нему последнего из служителей для наказания его, отдавал себя в руки последнего и распростирался бы пред ним, пока он исполнит предписанное государем наказание, хотя бы то было лишение живота.
25. Он предписал султану учреждение постоянных почт, дабы знать скоро о всех событиях в государстве. 26. Он предписал наблюдать за исполнением Ясы сыну своему Джагатаю бек Чингис-хану.

Из МИРХОВЕНДА (или МИРХОНДА).

28. От убийства (казни за преступление) можно отпуститься пенею, заплатив за мусульманина сорок золотых монет (балыш), а за китайца рассчитывались одним ослом.

Из ИБН-БАТУТА

29. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать, как барана.

Из ВАРТАНА

30. Чингис-ханова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписы-вает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид и забывать их совершенно, щадить страны и города, покоряющиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его.

Из МАКАГИИ

31. (Яса предписывает): любить друг друга, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем, почитать старших и нищих, за нарушение — смертная казнь.
Из суеверия, что ударит молния во время мытья.

Из РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ

32. Чингисова Яса предписывает: человека, подавившегося пищей про-таскивать под ставкой и немедленно убивать, равным образом предавать смерти, кто ступил ногой на порог ставки воеводы .
33. Если нет уже средств от питья, то должно в месяц напиваться три раза; если перейдет за три раза — виноват; если в месяц напиваться два раза — то лучше; если один раз — еще похвальнее, а если совсем не пьет, то что может быть лучше этого? Но где же найти такое средство, а если найдут, то оно достойно всякого почтения.
34. Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства. Раздел имущества основывается на таком положении, что старший получает болыне младших; меньший же сын наследует хозяйство отца. Старшинство детей рассматривается соответственно степени их матери, из числа жен одна всегда старшая преимущественно по времени брака.
35. По смерти отца сын распоряжается судьбою его жен, за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их замуж за другого.
36. Строжайше воспрещается пользоваться чем-либо из вещей покойного, за исключением законных наследников .

Из ЛЭМА 3

37. (см. стр. 134) №1 по Лэму.
38. (06 освобождении духовных лиц всех исповеданий от повинностей).
39. Запрещено, под страхом смерти, провозглашать кого-либо императором, если он не был предварительно избран князьями, ханами, вельможами и другими монгольскими знатными людьми на общем совете.
40. Запрещается главам народов и племен, подчиненных монголам, носить почетные титулы.
41. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не изъявили полной покорности.
42. (см. стр. 143) №6 по Лэму
43. (см. стр. 143) №7 по Лэму.
44. (см. стр. 144) №8 по Лэму.
45. (см. стр. 144) №15 по Лэму.
46. (0 соблюдении некоторых правил при убое животных в пищу).
47. (0 разрешении употреблять в пищу кровь и внутренности животных).
48. (Список преимуществ по службе и льгот начальникам и офицерам империи).
1 Очевидно, основано на суеверии.
2 Статьи из этого списка: 9, 18, 20, 22, 24 и 27, см. стр. 143.
3 Нижеследующий перечень статей X. Лэмом, приведшим его на стр. 214-217 своего труда XVII в., заимствован у Пти де-ла-Круа, который сам признает свой перечень далеко не пол-ным. Нумерация его статей, заимствованных Де-ла-Круа из разных источников, — случайная. Не имея возможности проверить әти статьи по их источникам, они печатается по Лэму. Но-мера статей у Лэма 10, 16 и 18 оставлены, т. к. они тождественны с номерами 8, 7 и 1 из Макризи и у Рязановского.
49. (см. стр. 144) №17 по Лэму.
50. (Разные наказания, положенные за кражу: от смертной казни до телесного наказания — от 7 до 700 ударов).
51. Никто из подданных империи не имеет права иметь монгола слугой или рабом. Каждый мужчина, за редкими исключениями, обязан службой в армии.
52. (0 запрещении, под страхом смерти скрывать беглых рабов, кормить их и т. п.).
53. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки в первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется жениться на двух сестрах, или иметь несколько наложниц. (Дальше следуют обязанности жены по дому и хозяйству). Мужчинам разрешается заниматься только войной и охотой. (Дальше — о правах потомства от разных жен).
54. Прелюбодеяние наказывается смертью. Виновные в таковом могут быть убиваемы на месте преступления.
55. (0 разрешении родителям заключать брачные условия между мало-летними детьми и проч.).
56. Воспрещается купаться или мыть одежду в проточной воде во время грозы .
57. Шпионы, лжесвидетели, все люди подверженные постыдным порокам и колдуны приговариваются к смерти.
58. (См. стр. 144) №22 ло Лэму.
Когда Чингис-хан устанавливал основные правила и наказания к ним и все передал письменно в книге, повествует Макризи, он дал наименование Ясы или Ясака. Макризи далее сообщает: "Когда редакция книги была окончена, он (Чингис-хан) велел әти законы вырезать на стальных досках и сделал их кодексом для своей нации"...

Эренжен Хара-Даван.
Книга "На стыке континентов и цивилизаций". Москва, "Инсан", 1996.


© Әхмәт Дусайлы студиясе 2007-2013